16 апреля 2021

Криминальный очерк: “Любовь и смерть баронессы фон Розен”. (Автор Горбачев П. О.)

Прежде чем вы, мой дорогой читатель, приступите к чтению этой криминальной истории, которая произошла в моих родных краях ещё до революции, следует сказать пару слов. Во-первых, это не моя история, но она настолько хорошо рассказана, что я решил её опубликовать у себя на сайте. Автором этой заметки является Горбачев Петр Олегович, кандидат исторических наук. Также Петр Олегович написал ещё множество других интересных статей, посвящённых истории Курской губернии. Во-вторых, после февральской революции 1917 года большинство уголовных дел были безвозвратно уничтожены, что такие истории сейчас являются большой редкостью. Именно поэтому они ценны не только криминальной составляющей, но и с точки зрения истории.

Итак, предоставим слово автору.

В ночь на 25 октября 1907 года приставу 2 стана Белгородского уезда Филимонову сообщили, что в селе Наумовка Белгородского уезда Курской губернии, совершено убийство проживавшей в своем имении баронессы Валентины Александровны фон Розен. Прибыв немедленно в Наумовку, пристав вошел в дом, где жили баронесса с мужем Александром Константиновичем фон Розен, и там увидел барона сидевшим в спальне на кровати. На голове у него была рана, а на левой руке было отрублено несколько пальцев. Тут же около него на другой кровати лежала мертвая баронесса: на шее и голове у нее были глубокие раны, а вся она была залита кровью. У ног ее на кровати лежал топор. На вопрос пристава, что случилось, барон ответил, что и сам не знает, что произошло. Спустя несколько минут он высказал подозрение на своего приемного сына Георгия, уехавшего 24 октября утором в город Харьков.

Осмотрев дом, пристав заметил, что дверь, находящаяся при доме кухни завязана веревкой в комнате, которую занимает приемный сын барона Георгий Розен. В комнате была открыта форточка, на столе лежал теплый пиджак, шапка, перчатка, а около кровати сапоги. На дворе под окном этой комнаты была найдена калоша. Все эти вещи кроме пиджака и шапки оказались принадлежащими Георгию. Найденный на кровати баронессы топор служащие барона также признали принадлежащим Георгию Розен. Пристав вышел в сад, заметил на снегу следы босого человека, шедшие от балкона через сад в поле, а затем к скирду соломы землевладелицы Сильвесван. Скирд был тщательно осмотрен. В нем он обнаружил того самого Георгия Розен. Молодой человек был в фуражке, пальто, рубашке и брюках, но без сапог. Будучи опрошен Георгий Розен сначала не признавал себя виновным в убийстве баронессы и говорил, что убийство совершено каким-то неизвестным человеком, приехавшим с ним из Харькова, но затем сознался и объяснил Белгородскому уездному исправнику Логинову, что с баронессой у него постоянно происходили разные недоразумения, а в последнее время их отношения настолько обострились, что он, наконец, решил свести с нею счеты. Барона же убивать намерения не имел.

Барон и баронесса фон Розен были бездетными. В 1895 году взяли на воспитание из Харьковского приюта «Общества призрения бесприютных малолетних сирот» мальчика Георгия в возрасте пяти лет, которого затем и усыновили. Такая практика нередко встречалась в аристократических семьях на протяжении нескольких столетий. С десятилетнего возраста мальчик постигал науки в Харьковском реальном училище, которое окончил в 1907 году. После этого баронесса стала настаивать, чтобы Георгий ехал в Санкт-Петербург и поступил Технологический институт. Он же был против этого и хотел уехать в Харьков, где устроиться на службу.

На допросе в Белгородской уездной тюрьме Георгий Розен рассказал, что с баронессой он находился во враждебных отношениях едва ли не с малых лет: она постоянно его оскорбляла, и чувство оскорбления против нее у него за последние пять лет настолько развилось, что он, наконец, решился пойти на крайние меры. Чтобы проникнуть в спальню он перепилил накануне убийства палку, которую запиралась дверь в ванной, и скрепил ее для вида гвоздем. Затем 24 октября утром уехал в Харьков, купил там шапку, пиджак и брюки, надел их, чтобы не быть узнанным при обратном возвращении на станции и вечером в тот же день прибыл с поездом на станцию Наумовку. Дошел до имения, посидел в саду, в беседке. Ночью через незапертую форточку проник в свою комнату, взял свечу и топор, а затем пошел в спальню.

Во время второго допроса Георгий Розен заявил, что баронесса была женщиной развратной и требовала, чтобы он жил с нею как с женой. Это и послужило причиной трагедии. Так же он вспомнил подробности преступления: ударив баронессу топором, он отступил назад, предполагая, что она убита, но баронесса поднялась, бросилась к свече и потушила ее, тогда он ударил ее еще раз по руке и попал, и, как потом оказалось, второй удар пришелся барону по голове.

В апреле 1908 года в Курский окружной суд были поданы прошения бароном Александром Константиновичем Розен и защитником, присяжным поверенным Васильцом, в которых они просили суд об освидетельствовании состояния умственных способностей, так как преступление совершено им, по их мнению, в состоянии «умоисступления и беспамятства». Это подействовало, и с 20 июля 1908 года Георгий был помещен в психиатрическую больницу Курского губернского земства.

7 октября 1908 года в Курске состоялся суд над Георгием Розен. Допрошенные в качестве свидетелей, хорошо знавшие его, Василий Бондаренко, священник Павел Рождественский, Иван Устинов и Павел Федосеев показали, что подсудимый в детстве был чрезвычайно нервный, часто жаловался на сердечные боли. В частности, сильное впечатление на него произвело, в свое время, сообщение баронессы о том, что он приемный ребенок в их семье. Белгородский городской врач Кравцов, наблюдавший молодого барона, дал такое заключение: Георгий психически нормальный, но в то же время, что у него «повышена тактильная чувствительность, тоны сердца в правой половине глухие, замечаются перебои и потому отрицать, что он одержим таким болезненным расстройством, которое может указывать на сердечный невроз, нельзя».

Курский окружной суд по 1-му уголовному отделению определил: признать, что личный почетный гражданин Георгий Александров Розен, 17 лет, обвиненный по 4 п. 1453 ст. «Уложения о Наказаниях» во время совершения приписываемого ему деяния находился и в настоящее время находится в нормальном состоянии умственных способностей и дело о нем препроводить Прокурору окружного суда.

8 октября А.К. Розен опять обратился в Курский окружной суд с просьбой взять на поруки приемного сына. Однако 15 октября было выдано определение «оставить без последствий» прошение барона. Спустя некоторое время молодого Розена вновь отправили на лечение.

12 февраля 1909 года из психиатрической больницы Курского губернского земства при деревне Сапогово, Курского уезда выдано свидетельство, в котором имелись некоторые подробности, ускользнувшие от следствия, но сообщенные Георгием врачам-психиатрам. До 5 лет Георгий воспитывался в приюте для беспризорных детей в Харькове. Оттуда его сначала взяли в крестьянскую семью, а затем 5-летним его взяла на воспитание баронесса фон Розен. До 8 лет она сама воспитывала его, а потом приставила к нему учителей. Он уже тогда ребенком замечал, что каждый новый учитель, а их было немало, являлся возлюбленным его приемной матери. Она выражала свои чувства при нем без всякого стеснения. Барон Александр Константинович фон Розен любил приемного сына, но более его увлекали лошади, чем семейный очаг. На хуторе Красный, что рядом с Наумовкой он заведовал долгое время 12 военно-конским участком, а его помощником был крестьянин Роман Фролович Блинников.

С 10 лет он в Харькове учился и жил на частной квартире. Баронесса часто наведывалась к нему. Во время встреч она раздевалась при нем, надевала костюмы из трико, показывала себя в бесчисленных и бесстыдных фотоснимках, спала с ним на одной кровати, хватала его гениталии, возила по гостиницам, давала пить коньяк. Все попытки избежать ее общества ни к чему не приводили, а все более раздражали Валентину Александровну. Старея, она стала подозревать его в сношениях с почтенными женщинами 60-летнего и более возраста, устраивала сцены ревности. В то же время она вела свой обычный образ жизни: меняла любовников и посвящала его в тонкости любовных услад. Однажды Георгий хотел покончить с собой, но попытка не удалась, и тогда он решил разделаться ней. «Явного психического расстройства обнаружено не было», – написано в конце того свидетельства.

Вот такая драма, такая грустная история. О том, как сложилась судьба Георгия Розен, история умалчивает.

На этом история убийства баронессы Валентины Александровны фон Розен заканчивается. Надеюсь вам она понравилась. Нельзя сказать, что в ней есть какая-то тайна или загадка, но в тоже время она довольна необычна. Сын убивает мать, пусть и приёмную, но нельзя сказать, что ты испытываешь к убийце ненависть, а скорее даже жалость.

Ну, а я приглашаю всех заинтересовавшихся историей моего родного края, посетить замечательный сайт Курск дореволюционный”: http://old-kursk.ru/

Автор статьи Горбачев П. О.: http://old-kursk.ru/avtor/gorbacev.html

Ссылка на статью: http://old-kursk.ru/book/ist-mem/gp110901.html


Блокнот Романа Игнатова. https://vk.com/r_ignatov Copyright 2018-2024.

Опубликовано 16.04.2021 Роман Игнатов в категории "18+", "Криминальные очерки