Криминальный очерк: “Мясник из Лондона”. Часть 2.
Прежде всего, доктор Кемпстер и доктор Бонд подтвердили, что найденные части тела принадлежат одному человеку, молодой женщине в возрасте 20-25 лет.
Смерть неизвестной наступила за 48 часов до обнаружения торса, т.е. второго июня 1889 года. Оба доктора отметили, что, как и в предыдущих случаях, тело было расчленено аккуратно и убийца знает анатомию человека, но не является доктором. Что важно, оба доктора впервые подтвердили, что случаи 11 мая 1887 года, 11 сентября 1888 года и этот случай — дело рук одного и того же человека! Впервые, эти случаи были связаны официально. Очень важно отметить, что про другие случаи нахождения расчленённых тел и причастность к ним одного и того же человека, сказано ничего не было.
Но было и ещё одно страшное открытие докторов. По мнению Томаса Бонда и его коллеги доктора Уильяма Кемпстера, убитая женщина была беременна на пятом-шестом месяце. Это стало ясно по состоянию матки. Вот что писал доктор Томас Бонд: «Лоскуты кожи и подкожной клетчатки состояли из двух длинных неправильных лоскутов, снятых с брюшных стенок. Левая часть включала в себя пуповину, большую часть лобка — левую большую и малую половые губы. Правая часть включала остальную часть лобка, правую большую и малую половые губы, а также часть кожи правой ягодицы. Эти лоскуты точно подогнаны друг к другу по средней линии и с боков, и соответствуют разрезам на нижних частях туловища. Кожа светлая, а лобок покрыт светлыми песочными волосами. Верхняя часть влагалища прикреплена к матке; присутствовали как яичники, так и широкие связки, а также задняя стенка мочевого пузыря. Матка была вскрыта с левой стороны вертикальным разрезом длиной шесть дюймов через левую стенку. Орган сильно расширен, сосуды на внутренней поверхности большие и открытые, а слизистая оболочка набухла и размягчилась. Размеры матки составляют: ширина 10 дюймов (25 см), длина 7,5 дюйма (19 см)…».
Это очень важный момент для понимания психологии убийцы. Он не только убил и расчленил женщину, что само по себе ужасно, но убийца убил беременную женщину! Убийство матерью своего ребёнка, как это не отвратительно и ужасно, но довольно распространённое явление и хорошо изучено криминалистами и психологами. А вот случаи убийства беременной женщины серийным убийцей очень редки! Тут можно только предположить у убийцы наличие психических отклонений. Полиция сразу же начала активный поиск младенца, правда, особо не надеясь найти ребёнка живым…
В прямой кишке жертвы был найден кусок ткани из льна, размером примерно 9,5 дюйма (24 см). По словам докторов, убийца свернул кусок ткани и затолкал его в задний проход уже мёртвой женщины. Также было установлено, что погибшая носила кольцо на левом безымянном пальце. Кольцо найдено не было.
И всё же рано или поздно шанс на успех должен был появиться у следователей. И он появился. Как мы помним женское бедро, которое нашёл Исаак Бретт, было в небольшой посылке, перевязанной шнуром. В посылке помимо бедра находись различные окровавленные тяпки. Это была небольшая часть женского пальто, правая штанина от брюк, и пара нижнего белья — женские панталоны, предшественники такого важного женского гардероба, как женские трусики. На поясе одних панталон было написано чёрными чернилами инициалы «Л Е» и фамилия «Фишер» (L E Fisher).
Возникли вопросы с принадлежностью найденных вещей убитой. Если по части женского пальто и правой штанине сказать особо нечего. Они могли принадлежать как жертве, так и другому человеку, то вот по нижнему белью вопросы были. Ясно, что у жертвы не может быть две пары панталон. Также совершенно ясно, что одно нижнее белье принадлежит другой женщине. Оставались загадкой панталоны с инициалами и фамилией. Убийца, когда избавлялся от трупа, мог просто не заметить, что панталоны были помечены, а мог и специально подбросить чужую вещь, чтобы ввести следствие в заблуждение. Как покажет история, последнее утверждение имеет право на жизнь…
Доктора Томас Бонд, Уильям Кемпстер и приглашённый уже упоминавшийся в нашем очерке доктор Чарльз Хебберт, провели заключительный осмотр всех останков в морге Баттерси. Было окончательно установлено, что останки принадлежали женщине в возрасте до двадцати пяти лет. Рост погибшей был определён примерно в 165 см. У женщины были ярко-песочные волосы. Судя по состоянию рук, не имевших никаких признаков тяжёлой работы или физического труда, убитая женщина занимала более высокое положение в жизни, чем это было видно по одежде, найденной рядом с телом. Из всего сказано, мы видим, что к этому убийству отнеслись очень серьёзно, и медицинское заключение делало аж три полицейских доктора.
15 июня 1889 года расследование обстоятельств смерти женщины, чьи изуродованные останки были найдены в течении июня в районе Темзы, было открыто в «Стар энд Гартер Баттерси» коронером Брэкстоном Хиксом. Доктор Томас Бонд вручил коронеру отчет о медицинских заключениях, и описание женщины. Он подтвердил, что убитая была беременна примерно на пятом-шестом месяце. Томас Бонд добавил, что плод был извлечён уже после смерти матери. Доктор продолжил что, поскольку часть желудка отсутствовала, не было никакой возможности узнать, вводили ли жертве наркотики какого-либо рода. Причину смерти установить также не удалось, поскольку голова, горло, лёгкие и сердце так и не были найдены. Из особых примет был упомянут шрам на правом запястье. Томас Бонд ещё раз заявил, что все доктора пришли к выводу, что техника расчленения тела свидетельствует о мастерстве убийцы, но он не является человеком, который был бы связан с медициной. По мнению врачей, убийца мог быть человеком, занимающимся разделкой животных, а именно мясником или охотником, имеющим опыт в разделке туш убитых животных . Как уже было сказано выше, доктор Бонд подтвердил сходство с случаем 11 мая 1887 года и 11 сентября 1888 года.
На этом этапе было заявлено, что идентификация жертвы по-прежнему остаётся загадкой. Коронером Брэкстоном Хиксом был затронут вопрос о пропавших головах жертв. На его вопрос, могли ли головы жертв утонуть в Темзе, доктор Томас Бонд ответил утвердительно. Тут стоит немного пояснить, что человеческая голова действительно может утонуть в воде, а вот другие части тела нет. Это связано с разностью между плотностью воды и человеческих тканей, а также процессами разложения, которые происходят с человеческими тканями после смерти. Также можно предположить, что наш убийца вполне мог положить голову в какой-либо мешок и привязать к нему обычный камень. Автор думает, что убийца именно таким способ избавлялся от отрезанных голов.
Следствие было отложено на две недели. Расследовать это дело был назначен инспектор Джон Танбридж. Он организовал колоссальные розыскные мероприятия! Ведь ещё у всех на слуху был Джек-Потрошитель, и активность полиции была понятна. Помимо этого впервые у полиции была серьёзная улика — инициалы и фамилия.
Джон Танбридж (1850 — 1928).
Скажем пару слов об инспекторе Джоне Танбридже. Он родился в Нью-Ромни, графство Кент, 17 ноября 1850 года. Он был сыном Мэри Танбридж и Бенджамина Танбриджа. Его родители были обычными слугами у богатых англичан. Джон Танбридж стал работать в лондонской полиции с 1867 года и уже через год покинул её ряды, чтобы ещё через год снова вернуться в полицию. Уже с первых дней службы в полиции, он проявил себя весьма умным и находчивым полицейским, и рост по карьерной лестнице не заставил себя долго ждать. В 1873 году Джон Танбридж получил звание сержанта полиции, а в 1878 году уже звание инспектора. С 1881 года Танбридж служил в сыскной полиции. В 1894 году он был назначен главным инспектором. Он уволился из Нью-Скотленд-Ярда в сентябре 1895 года с «образцовым» сертификатом и большой годовой пенсией и переехал жить в Хайт. Но его полицейская служба ещё не закончилась. К моменту ухода Танбриджа из столичной лондонской полиции, в Новой Зеландии начали широко распространяться обвинения местной полиции в коррупции, неэффективности. Это побудило правительство Новой Зеландии в 1897 году обратиться к политическому руководства Лондона с просьбой назначить им старшего офицера полиции, который был бы опытен во всех аспектах полицейской деятельности и который мог бы реформировать полицию островного государства. Находясь в Лондоне на праздновании юбилея королевы Виктории, премьер-министр Ричард Седдон обратился за советом к Эдварду Брэдфорду, главному комиссару лондонской столичной полиции. Последний, посоветовавшись с начальником уголовного розыска, посоветовал ему выбрать Танбриджа, который был не только «знаменитым лондонским детективом», но и много путешествовал по колониям по делам полиции. Танбридж согласился и быстро отплыл в Новую Зеландию со своей женой Эллен и дочерью. Многие новозеландские полицейские приветствовали назначение в октябре 1897 года первого профессионального полицейского. Заметим, что именно вклад Джона Танбриджа в становлении полиции в Новой Зеландии оказался весьма большой и эффективный. Его имя до сих пор высоко ценят и чтят в Новой Зеландии. Как можно понять из этого краткого отступления, полицейские работающие над этим делом, были профессионалами своего дела тех лет. Продолжим наш рассказ.
Джон Танбридж приказал найденную одежду, в том числе и панталоны с инициалами, доставить в полицейский участок на Бридж-Роуд в Баттерси. Эти вещественные улики мог осмотреть любой желающий. Также в газеты полиция направила описание убитой женщины. Танбридж пошёл и на отчаянный шаг. Газетчикам был сообщено о беременности убитой. Вообще стоит сказать, что организация подобного опознания вещей убитых, а также и самих убитых в последующие годы будет широко использоваться. В качестве примера можно вспомнить американского серийного убийцу, который также расчленял своих жертв — Безумного Мясника из Кливленда. Мы не будем подробно останавливаться на этом весьма интригующим и чем-то похожем деле, а отсылаем читателя к одноименному очерку Алексея Ракитина (http://murders.ru/Mad_Butcher_from_Cl_1.html). Так вот, в 1937 году была предпринята похожая попытка опознать жертв убийцы, демонстрируя любому желающему вещи погибших, места обнаружения останков, а также посмертной маски убитых. Можно также вспомнить подобные случаи и в практике уже советской милиции, с одной оговоркой, что там демонстрировали труп погибшего бандита. Речь идёт о бандите Лёньке Пантелееве. В 1922 году, Лёнька Пантелеев, урождённый Пантёлкин, организовал банду, которая с успехом совершила ряд разбойных нападений в Петрограде и его окрестностях. Так вот, после ликвидации Пантелеева, несмотря на объявление в газетах о том, что знаменитый Лёнька Пантелеев убит, население не поверило официальным лицам. Страх перед знаменитым налётчиком был так велик, что подавляющее большинство петроградцев было уверено — Пантелеев жив и ещё себя покажет. Чтобы развеять слухи о неуловимости Пантелеева, его труп по распоряжению властей был выставлен для всеобщего обозрения в морге Обуховской больницы, где его смогли увидеть тысячи человек. Кстати, родными и близкими покойного, выставляемый труп так и не был опознан. Сейчас от практики демонстрации улик любому желающему по понятным причинам отказались.
Труп Леньки Пантелеева, представленный на всеобщее обозрение в морге Обуховской больницы.
Полностью узнать историю Лёньки Пантелеева читатель может узнать самостоятельно, мы лишь заметили, что традиция показывать вещи убитых и самих убитых, возникла ещё в 19 веке, а возможно и раньше… Но вернёмся в Англию.
Итак, Джон Танбридж при полном содействии своего высшего руководства начал масштабные поиски свидетелей, которые могли бы помочь в установлении личности погибшей. Полиция расценила имя Л. Е. Фишер, нанесённое на нижнее белье, как важную улику, которая может привести к идентификации погибшей. Несколько человек сообщили о пропавших родственницах, которые соответствовали описанию. Одна из них — рыжеволосая девушка из Оксфордшира, которая уехала в Лондон, чтобы занять должность в респектабельном лондонском доме, другая — бывшая барменша по имени Лаура Фишер. Обе женщины на какое-то время потеряли связь с друзьями и родственниками. Однако, вскоре были они найдены живыми, и эти две нити расследования никуда не привели.
Из газетных публикаций тех лет.
Вскоре был обнаружен труп новорождённой девочки. Мёртвая девочка была найдена в рваной, грязной одежде и постельных принадлежностях на станции метро возле моста Эдбери. Было высказано некоторое подозрение, что это может иметь отношение к расследуемому делу, основанное на некоторых сообщениях прессы о том, что жертва, найденная в Темзе, была беременна. Однако установить причину смерти этого ребёнка так и не удалось.
Но зато вскоре пришли и хорошие новости! Одна женщина, прочитав заметку с описанием расчленённой женщиной, пришла в полицейский участок и заявила о пропаже своей дочери. Женщина заявила, что её дочь 24-летняя Элизабет Джексон пропала. Звали женщину Кэтрин Джексон. Кэтрин рассказала, что её дочь имела светло-рыжие волосы и сообщила ещё одну важную новость. Пропавшая Элизабет была беременна как раз на шестом месяце. Для полицейских это было удачей. Женщину отправили на допрос инспектору Джон Танбридж и он спросил, имела ли её дочь какие-либо особые приметы. Когда Кэтрин заявила, что у её дочери был шрам на запястье правой руки, то было решено женщине предъявить найденное тело. Кэтрин Джексон уверенно опознала в расчленённом теле свою дочь. Это был успех. Наконец-то первая жертва была опознана!