Криминальный очерк: “Настоящая история настоящего Шерлока Холмса”. Часть III.
Джером Каминада родился в семье иммигрантов в Динсгейте, Манчестер. Отец Джерома, Фрэнсис Каминада был итальянцем, а его мать Мэри Бойл, хотя и родилась в Шотландии, в Глазго, имела ирландские корни. Возможно, что такой букет, горячая итальянская кровь и вспыльчивый темперамент ирландцев в конце концов повлиял на характер будущего знаменитого детектива. Стоит сказать, что, если Фрэнсис Каминада был образованным человеком, т.е. умел писать и читать, то мать Джерома не умела ни читать, ни писать. Первый ребёнок в семье Фрэнсиса Каминады и Мэри Бойл родился в 1837 году. Это был мальчик по имени Фрэнсис. В следующем году родился Иоанн Батист, а затем Ханна. К 1841 году, когда прошла всеобщая перепись населения, Фрэнсис Каминада и Мэри Бойл с их тремя детьми проживали в доме с ещё такими же четырьмя семьями. Довольно интересный факт состоит в том, что на тот момент Фрэнсис Каминада и Мэри Бойл не были женаты. Это довольно странно, если вспомнить в какое время они жили. Но уже на следующий год, они наконец-то официально оформили свои отношения. В 1842 году у них родился сын Луи, а уже 15 марта 1844 года родился герой нашего очерка – Джером Каминада.
Уже с самого раннего детства Джерома ждали тяжёлые испытания. В первой цепочке из серии трагических событий для семьи Каминада, была смерть его брата Луи. Он умер в возрасте девяти месяцев. Затем, четыре года спустя, старший брат трёхлетнего Джерома, Фрэнсис, умирает от энтерита. В то время детская смертность была очень высока. Это было связано с общими антисанитарными условиями, так и с некачественной питьевой водой. Но главный удар для семьи маленького Джерома был впереди. Через три месяца после смерти старшего брата Джерома, умирает его отец, Фрэнсис Каминада. На момент смерти ему было всего 37 лет. Увы, но причины смерти отца Джерома, неизвестны. Скорее всего смерть наступила в результате естественных причин. Несмотря на потерю кормильца, Мэри с детьми жила достаточно неплохо. В 1851 году, всего через четыре года после смерти мужа, Мэри начала сдавать комнаты в пансионате, где она также жила со своими детьми. В то время цена на ночлег составляла четыре пенса, и у Мэри постоянно проживало три жильца, что позволяло жить если не богато, то по крайней мере, не голодать. Шестилетний Джером и его братья и сестры посещали римско-католическую школу Святой Марии, всего в нескольких улицах от их дома. Это была небольшая школа, которой руководили монахини, и большинство детей были ирландского происхождения.
В 1858 году у Мэри родился ещё один сын, которого назвали Льюис. На этот раз отцом был записан каменщик Джон Бойд. Когда через три месяца ребёнок умер, его свидетельство о смерти раскрыло шокирующую правду: причиной смерти стал «врождённый сифилис». Сифилис был широко распространён в викторианской Англии, и, поскольку его было трудно диагностировать, неизвестно, сколько жертв унесло это разрушительное заболевание. Попадая в кровоток при половом контакте, инфекция также передавалась от матери её будущему ребёнку, что приводило к мертворождению, врождённым дефектам и ранней смерти. Невозможно однозначно сказать, сколько братьев и сестёр Джерома могли заразиться сифилисом через свою мать. Через восемь месяцев после смерти младенца Льюиса, умерла Ханна Каминада. Причиной смерти были «идиотизм», туберкулёз и диарея. Отсылка на умственное развитие Ханны косвенно указывает, что сифилис матери также мог быть этому причиной. После окончания школы Джером шесть лет проработал в Королевском ополчении Ланкашира, прежде чем нашёл работу слесарем-медником. Затем он работал в компании «Mather and Platt», крупной инженерной фирме. Уже в то время Джером Каминада стал задумываться о карьере полицейского. В 1868 году Джером Каминада наконец исполнил свою мечту. Он стал констеблем. Из воспоминаний Джерома Каминады:
«Полицейский редко забывает свои первые ночи на дежурстве. Если он интеллигентный офицер, он чувствует, что он является важной персоной, что на его плечи возлагается большая ответственность за обеспечение безопасности жизней и имущества подданных Королевы в его битвах, а также за защиту законов его страны. У него есть видение будущего продвижения по службе, и, стремясь отличиться, его глаза и уши настороже ко всему, что происходит вокруг, поскольку он находится в поисках своего первого дела. Таким образом, его послушник полон волнения, особенно если он находится в «живом» ритме».
Полиция, в современном её понимании, была создана в Манчестере в 1842 году. Первоначально в состав входили 398 полицейских, которые обслуживали 242 000 человек. Большинство новобранцев были молоды и неопытны, как Каминада, и получали зарплату в 17 шиллингов в неделю, что, едва хватало на содержание семьи.
Каминада был прикреплён к отделению «A» под командованием главного суперинтенданта Джона Джи, известного как «Нежный пастырь» из-за его «громкого голоса и шумных манер». Отдел находился в полицейском участке Нотт Милл в Динсгейте. Каминада был ростом 5 футов 8 дюймов (примерно 177см), что на то время соответствовало требованиям к росту для полицейских. Рабочий день констебля составлял 14 часов. Основными обязанностями Каминады было патрулирование улиц по определённому маршруту. От него также требовалось проверять все незапертые двери и окна и, при необходимости, помогать населению. Во время патруля, констебль должен был встретиться со своим сержантом в определённых точках по маршруту, чтобы передать информацию об инцидентах и общественных беспорядках.
Начало службы в рядах полиции у Джерома Каминады вышло довольно забавным. В один из первых дней, он шёл по Джон-Далтон-стрит, когда его окликнул неизвестный мужчина. Когда Каминада повернулся к нему лицом, на него разразилась тирада оскорблений: «Должен ли я платить налоги и налоги, чтобы содержать таких ленивых парней, как вы?» Прежде чем молодой полицейский успел отреагировать на это обвинение, как неизвестный мужчина ударил его кулаком по лицу и сбежал. Молодой Каминада был так обескуражен, что не сразу сообразил на это должным образом среагировать. Немного оправившись от столь дерзкого нападения на полицейского, Каминада продолжил патрулирование. Когда он дошёл до угла улицы, тот же неизвестный мужчина со словами: «Как вам это нравится?», снова ударил Джерома. На этот раз удар пришёлся в ухо. Неизвестный снова попытался сбежать. На этот раз Джером Каминада не сплоховал и бросился вдогонку своему обидчику. В конечном итоге он настиг неизвестного и завязалась драка. Неизвестный успел даже сильно укусить Каминаду на его правую руку. В конечном итоге неизвестный мужчина был задержан и оправлен в тюрьму. Им оказался владелец одного из пабов по фамилии Куинн. Он был осуждён за нападение на полицейского и провёл несколько дней в местной тюрьме. Эта история в принципе довольна банальна и о ней не стоило писать, но после освобождения Куинн и Джером Каминада помирились и стали близкими друзьями, и их дружба продлились долгие годы. Каминада очень часто захаживал в паб к своему другу, где они со смехом вспоминали эту историю.
Английские констебли.
Постепенно Джером Каминада начал завоёвывать уважение среди коллег. Он проявлял себя как умный и находчивый полицейский. В декабре 1868 года ему было поручено расследование кражи ценной коллекции трубок. Единственной информацией, которой он располагал, было описание «полосатых блестящих матерчатых брюк» подозреваемого. После недели поисков Каминада наконец нашёл подозреваемого и его сообщников в подвале одного из домов на Питер-стрит. Когда полиция подошли к дому, где находились подозреваемые в краже, Каминада снял сапоги, пальто и шарф, чтобы его шаги не услышали. Он знал, что один из членов банды, боец, и без колебаний нападёт, если заметит полицию. Каминада наблюдал за подозреваемыми через ставни окон и заметил, что на столе лежит разделочный нож. Расставив двух офицеров на соседней улице, а остальных отправил в переулок. Прикинувшись сообщником банды, Каминада постучал в дверь. Когда преступники открыли дверь, он быстро ворвался в комнату, вооружённый только полицейской дубинкой и фонариком, и схватил нож со стола. В этот момент Джером Каминада очень сильно рисковал и вполне мог быть убитым, но всё обошлось. Преступники были застигнуты врасплох и арестованы.
В первые годы своей полицейской карьеры Джерому Каминаде приписывают и ряд других громких арестов. 2 марта 1871 года полицейский констебль Каминада был повышен до звания сержанта, и, поскольку «он проявил большие способности к детективной работе», его перевели в детективный отдел. Так началась новая страница в его жизни. Каминада был одним из 23 детективов-сержантов. Зарплата Каминады удвоилась и составила около 2 фунтов стерлингов в неделю. В этом месте оставим ненадолго историю жизни Джерома Каминады и вернёмся к расследованию других интересных дел, в которых принял участие герой этого очерка. И одно такое дело произошло 1893 году.
В один из жарких августовских дней 1893 года, 12-летний Альфред Шоррокс и его два младших брата играли в лесу в Блэкли, недалеко от Манчестера. Мальчишки играли в догонялки и собирали ежевику. Под одним из кустов Альфред Шоррокс заметил что-то странное. При ближайшем рассмотрении он обнаружил, что это был бумажный свёрток. Альфред ткнул его палкой, бумага разорвалась, обнажив детскую кепку. Он открыл свёрток и, к своему ужасу, обнаружил тело мальчика.
Мальчишки побежали к ближайшему соседскому дому. По дороге они встретили Уильяма Генри Берча и рассказали ему о страшной находке. Мужчина, выслушав невероятный рассказа мальчишек решил сам удостовериться в их словах и пошёл к месту, где было обнаружено тело мальчика. Мальчишки не соврали Уильяму Берчу и тот взяв на руки тел мальчика отнёс его в полицию. Тело мальчика осмотрел полицейский врач Янг Рудович. Возраст мальчика был от месяца до трёх. Врач не обнаружил на теле никаких следов насильственного характера. Было отмечено, что ребёнок не имеет недостатка в весе и при жизни хорошо питался. Причиной же смерти по мнению доктора была асфиксия. Это очень интересный момент, но который стоит сделать акцент.
Асфиксия – это по сути кислородное голодание организма, которое может возникнуть, например, при сдавливании дыхательных путей извне (удушение), закрытии их просвета отёком и другим, в том числе и по причине заболеваний. Если говорить кратко, то асфиксия возникает вследствие болезней (бронхиальная астма, аллергический отёк гортани, и др.), новорождённых – это затруднение или полное отсутствие дыхания в первые минуты жизни у ребёнка, а также насильственную, т.е. сдавливания органов шеи, повешение, удавление петлёй, удавление руками, закрытие дыхательных отверстий различными предметами (например, подушкой). Как мы видим, причин асфиксии может быть достаточно много. Увы, но доктор Янг Рудович не написал причины асфиксии. Возможно, где-то и были записи, объясняющие причину асфиксии у трупа ребёнка, но за давностью лет они не сохранились. Тем не менее, позже коронер вынес вердикт о смерти по естественным причинам, и неопознанный младенец был похоронен на Манчестерском Генеральном кладбище в Харпери. Как может догадаться читатель, этой бы истории не было бы, если бы не дальнейшие события.
Через некоторое время в полицию обратилась владелица отеля «Central Temperance» на Нью-Бридж-стрит, Мэри Энн Кинг. Женщина прочитала заметку о найденном трупе ребёнка и вспомнила интересную историю. В начале мая 1893 года в гостинице поселилась некая миссис Аллен. Женщина была беременна и ждала родов через два месяца. Миссис Аллен рассказала, что она жена армейского офицера, находящегося сейчас на службе и попросила Мэри Кинг, чтобы она пригласила к ней доктора. Хозяйка отеля выполнила просьбу своей постоялици и доктор приходил к миссис Аллен фактически каждый день, вплоть до самых родов. Ребёнок родился 4 июля. Это был мальчик. Также Мэри Кинг добавила, что миссис Аллен каждый день уходила из отеля на встречу со своим дядей. Встречи проходили не в роскошных номерах гостиницы, а на вокзале. По крайней мере так рассказывала миссис Аллен хозяйке отеля. Этого «дядю» Мэри Кинг никогда не видела. Когда же родился ребёнок, встречи с таинственным «дядей» продолжились, а ребёнок оставался на попечении Мэри Кинг. Так продолжалось до конца июля, когда миссис Аллен заявила, что покидает отель и возвращается в свой родной город Киркби-Лонсдейл в Камбрии. Мэри Кинг купила бутылочки для кормления и коричневую бумагу для ребёнка. 31 июля миссис Аллен попрощалась с Мэри Кинг, забрала ребёнка и отправилась на вокзал. Женщина должна была уехать поездом, который отходил в 11 часов утра. У Мэри Кинг было странное чувство, что вся эта история с рождением какая-то странная и решила позже сама поехать на вокзал и проводить миссис Аллен и её ребёнка. Каково же было её удивление, когда на вокзале их не оказалось. Миссис Аллен просто исчезла.