Криминальный очерк: “Убийства на Рэтклиффской дороге”. Часть II.
Официальное расследование, да и современные исследователи считают, что убийцы, а мы позже докажем, что их было двое, покинули место преступления после того, как Маргарет Джуэлл позвонила в колокольчик в дверь. У автора возникли большие сомнения насчёт того, что убийцы сразу покинули место преступления. Как мы помним, прежде чем Джон Маррей зашёл в дом и увидел развернувшуюся трагедию, он увидел некий свет в глубине дома. Помимо этого факта, мы также знаем, что Маргарет Джуэлл прождала у двери дома практически целый час, прежде чем подошёл сторож Джордж Олни. Главный вопрос, на который стоит ответить: так видел ли свет Джон Маррей или же ему показалось? А если видел, то это были убийцы? Автор считает, что свет в доме Джон Маррей всё-таки видел, а значит картина преступления на самом деле куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. Давайте же рассмотрим две ситуации: первая — так сказать официальная, когда убийца или убийцы услышали, как пришла служанка, позвонила в дверь и убийцы сражу бежали, и вторая, когда Джон Маррей увидел в свете в доме, а значит убийцы всё это время были ещё в доме.
Вначале нам нужно разобраться в главном: преступник был один или же их было двое? Это не такой простой вопрос, как может показаться на первый взгляд. Практически все исследователи этого загадочного убийства, в качестве доказательства существования двух убийц приводят тот факт, что в задней части магазина были обнаружены две пары следов от обуви. Судя по этим следам, убийцы передвигались по дому, случайно наступили в кровь, а также в опилки. Также пара окровавленных следов вела из дома, т.е. убийцы вдвоём покинули место преступления. Уже этот факт в принципе говорит о том, что убийц было двое, но есть ещё один момент, который подтверждает этот вывод. И тогда и сейчас, никто не обратил внимание на другой очень важный момент — на характер ран. Прежде всего нас интересует характер ран, которые были нанесены четырёхмесячному Тимоти. Маленькому Тимоти Марру были нанесены ужасные и чрезмерно тяжёлые раны. Почему его убили? Зачем? Что мог такого рассказать младенец? Но мы видим, что маленькому Тимоти вначале размозжили голову, а затем практически её отрезали! Именно эти раны подтверждают, что убийц было двое. Один убийца наносил удары молотом, а другой — ножом. Сейчас мы оставим вопрос, почему убийцы помимо ударов молотом ещё и наносили удары ножом. Дальше автор докажет, что убийца с ножом нанёс ножевые раны не только ребёнку, но и практически всем жертвам, а пока продолжим разгадку трагедии, произошедшей в доме номер 29 по Рэтклифф-хайуэй.
Итак, официальная версия гласит, убийцы услышали, как служанка Маргарет Джуэлл позвонила в дверь, и тот час, покинули дом через заднюю дверь. Маргарет слышала шаги в доме, поэтому тот факт, что убийцы были ещё в доме, когда она пришла, сомнений не возникает. В пользу этой теории говорит то, что убийцы ничего не похитили. У них просто на это не было времени. В принципе, это действительно объясняет тот факт, что деньги не были похищены. Для ясности картины убийства семьи Марров и их слуги, давайте разберём нападение по минутам.
Итак, Маргарет Джуэлл ушла из дома в 23 часа 50 минут. На этот момент все были ещё живы. Около полуночи Джуэлл проходила мимо дома и видела в окно своего хозяина Тимоти Марра живым и здоровым. А буквально через несколько минут, около десяти минут первого ночи, Джон Маррей услышал шум и крики, которые доносились из дома Марров. В этот момент и началось нападение. Как убийцы проникли в дом? На этот вопрос может быть много ответов. Они могли просто постучаться в дом и Тимоти Марр сам открыл им дверь. Автор считает, что нападение началось именно с хозяина дома, а вот убит он был последним. Само нападение продлилось не более десяти минут. Именно в двадцать минут первого Маргарет Джуэлл подошла к дому и позвонила в колокольчик. Она отчётливо слышала шум в доме, а значит убийцы были ещё в доме. Но именно тут и начинаются загадки.
Вся семья Марров и их слуга Джеймс Гоуэн к моменту, как вернулась Маргарет Джуэлл были уже мертвы. Автор повторит, что скорее всего последним был убит хозяин дома Тимоти Марр. Откуда такие выводы? Дело в том, что спустя несколько дней после трагедии, в газете «Таймс» было опубликовано заключение доктора Уолтера Солтера, который исследовал трупы:
«У Тимоти Марра-младшего рассечена пополам левая сонная артерия. Пересекающая ее рана имеет по крайней мере три дюйма в длину. На левой стороне лица также видны следы насилия. У Селии Марр, жены хозяина лавки, раздроблена левая часть черепа, полностью разрушена височная кость, и рана в два дюйма идёт от челюстного сустава к левому уху, другая ведет за то же ухо. У Тимоти Марра-старшего сломан нос, раздроблена затылочная кость, над правым глазом след сильного удара. У ученика Джеймса Гоуэна несколько ушибов лба и носа, полностью раздроблена затылочная кость, мозговое вещество частично вывалилось, частично разлетелось по комнате».
Что мы видим? Именно характеры ран раскрывают нам как же происходило нападение. У него сломан нос, а над правым глазом виднелся след сильного удара. Это говорит о том, что его вначале били, и это ещё раз подтверждает тот факт, что убийц было двое. Когда убийцы попали в дом, то один убийца с ножом стал удерживать Марра-старшего с помощью ножа, когда в это время другой убийца расправлялся с его семьёй с помощью молота. Скорее всего возникли некие проблемы с Джеймсом Гоуэном, т. к. на его лице также есть следы насилия. Молодой человек вышел из комнаты на шум и встретился лицом к лицу с убийцей. Он постарался оказать сопротивление незваному гостю, но против молота у него не было шансов.
Тимоти Марр даже не предполагал, что для него и его семьи всё кончится так трагически После того, как убийца с молотом убил всех в доме, он вернулся к хозяину дома и убийце с ножом. На всё на это у них ушло не более пяти минут. Убийцы точно знали сколько людей в доме и действовали наверняка. А дальше они начали избивать Тимоти Марра.
Что же хотели убийцы? И тут опять несколько версий. Возможно убийцы хотели узнать, где Тимоти Марр хранит свои сбережения. И в самый разгар пыток, в дверь позвонила Маргарет Джуэлл. Убийцам ничего не оставалось, как убить Тимоти Марра-старшего. Его и убили ударом молота в висок. Об этом свидетельствует раздроблённая височная кость. А дальше считается, что убийцы покинули дом. Это не совсем так. Прежде всего убийца с ножом ещё раз проверил, все ли в доме мертвы. Мы об этом судим по характеру ран у Селии Марр и маленького Тимоти. Селли убийца нанёс две ножевых раны: одну в два дюйма от челюстного сустава к левому уху, другая ведёт за то же ухо. Маленькому Тимоти он нанёс одну рану, и тут стоит отметить тот момент, что убийца фактически ему отрезал голову. Характер подобных ран, да и всего поведения убийцы с ножом, говорит нам только об одном: он убивал первый раз, также как и убийца с молотом. Они не были уверены в том, что убили всех с первого раза, и поэтому ходили добивали своих жертв. Кстати, убийцы не стали добивать слугу Джеймса Гоуэна лишь потому, что удар был настолько сильным, что мозги молодого человека были повсюду. Убийцы были уверены в его смерти, а вот в смерти Селии Марр и маленького Тимоти они так уверены не были. Убийство же младенца вообще видится бессмысленным, которое ещё раз подтверждает наш вывод: это было первое нападение и первые убийства, но далеко не последние…
Так покинули убийцы дом после того, как услышали звонок колокольчика? Автор считает, что убийцы не ушли. Им нужны были деньги и их следовало найти. Они потратили некоторое время на их поиски, но скорее всего так ничего не нашли. Вначале они искали деньги на первом этаже дома, там где находился магазин. Убийцы спешили, но так ничего и не нашли. После этого они перебрались на второй этаж, но к этому моменту в дверь стал стучать сторож Джордж Олни. Чуть позже к ним присоединился сосед Джон Маррей, который стал кричать у задней двери. Как мы помним, он увидел свет в доме и вернулся на пару минут к Джорджу Олни и Маргарет Джуэлл. И именно в этот момент, когда Джон Маррей оставил заднюю дверь без присмотра, убийцы покинули дом.
И есть ещё одна теория, которая, как это не парадоксально звучит, также хорошо объясняет странные действия убийц. Речь идёт о акте мести Тимоти Марру. Те раны, которые получил Марр, а это сломанный нос и синяк над глазом, а также то, что его жене и маленькому сыну перерезали горло, хорошо вписывается в картину преступления. Кстати, можно предположить, что слуге Джеймсу Гоуэну потому не перерезали горло, говорит тот факт, что он оказался не в то время и не в том месте. Убийцы подождали пока служанка покинет дом и только после этого напали. Убийцы не ставили перед собой задачу ограбить хозяина лавки, хотя от денег бы тоже не отказались. Они сразу убили семью, а уже потом стали пытать Тимоти Марра. Автор может предположить, что убийцы искали какую-то вещь. Тимоти Марр знал о жестокой расправе с его любимой женой и маленьким сыном и ничего убийцам не сказал. Вполне возможно, что в конечном итоге они бы смогли разговорить Тимоти Марра, но пришла Маргарет Джуэл и убийцам пришлось спешить. Чтобы Тимоти Марр не позвал на помощь его убили ударом молота. После этого преступники начали поиски того зачем пришли. Они поднялись в спальню на втором этаже и долго что-то искали. Они спешили, но в спальне оказались только деньги и ничего больше. Там же они и забыли молот. Ну а дальнейшие события были описаны выше: пробыв в доме значительное время, но так ничего не сумев найти, убийцы в конечном итоге были вынуждены покинуть дом. Вот такие две абсолютно разные теории насчёт мотива убийств. Каждая из них имеет право на существование. В конце очерка автор расскажет какой теории он придерживается, а пока проложим.
Одной из задач, которую решала полиция была загадочная история с появлением исчезнувшей плотницкой стамески. Полиция установила, что в доме работал не один плотник, а целых три человека: это мистер Паф, его помощник Корнелиус Харт и столяр, которого в показаниях называли то Тоулер, то Троттер. Был ещё и один работник – Иеремия Фицпатрик, также столяр и приятель Харта. Всех их нанимал к себе в помощь мистер Паф. Прежде всего Паф опознал стамеску, найденную на месте преступления. Также её опознали и другие работники. Вот что рассказал Паф: для переделки витрины, к себе в помощь он нанял Корнелиуса Харта и именно ему понадобилась стамеска. У Пафа стамески не было, поэтому он позаимствовал её у своего соседа. Корнелиус Харт закончив дело, получил расчёт, но инструмента не отдал. Мистер Паф спросил его, куда делась стамеска. Рабочий ответил, что она где-то в доме, но он не помнит куда её положил. Это события произошли около трёх недель назад. Некоторое время спустя мистер Паф зашёл к Марру и попросил поискать стамеску, чтобы вернуть её соседу. Через несколько дней Марр сообщил Пафу, что обыскал весь дом, но стамески так не нашел. И вот она волшебным образом нашлась на месте убийства.
Из всего этого вытекают опять два противоположных вывода: первый – убийцы принесли с собой стамеску, а потом случайно забыли на месте преступления. Второй, и который кажется автору наиболее вероятным состоит в том, что при обыске дома убийцы случайно нашли потерянную стамеску, а потом уж оставили на витрине. Возможно это было сделано специально, чтобы сбить полицию с толку. Следует заметить, что это им удалось.
Полиция провела ещё один арест. Обвинение предъявили мужчине, который всем хвастался, будто знает убийц. Его допросили и посадили в тюрьмк. После тщательно допроса, а что он был тщательным и обстоятельным, сомневаться не приходится, его отпустили, а все разговоры были признаны ложными. Был и ещё один подобный арест и такое же решение. Что касается плотника Пафа (его имя в документах не значилось и осталось неизвестным), то в конечном итоге все обвинения с него и его подручных были сняты. Вскоре появилась довольно интересная информация, а именно, что была замечена выкинутая кем-то окровавленная одежда. Вот заявление официальных властей:
«Принимая во внимание, что была получена определённая информация, что в прошлое воскресенье, примерно в четверть девятого, у сторожки прихода Святого Георгия на Рэтклифф-хайуэй (Миддлсекс) был замечен запачканные кровью гернсианский свитер или рубашка (прм.автора: относится к одежде моряков) и рядом платок в таком же состоянии.
Любое лицо или лица, которые подобрали и возможно, сохранили эти предметы, просим незамедлительно принести их в суд, поскольку предполагается, что они могут послужить ключом к разгадке ужасных убийств на Рэтклифф-хайуэй. Просьба также к тем, кто обладает сведениями об упомянутых рубашке и платке, явиться в суд, и они будут щедро вознаграждены за труды. По поручению магистратов Дж. Дж. Мэллет, главный клерк».
Судя по этой информации убийцы выкинули окровавленную одежду. Этот шаг был предсказуем и логичен. Окровавленная одежда могла вызвать много вопросов среди соседей, да и со стиральными машинами и моющими средствами в то время было довольно туго: их не было. Именно поэтому избавление от окровавленной одежды шаг с точки зрения убийц правильный.
14 декабря 1811 года была увеличина награда за информацию об убийцах от ста до пятисот фунтов – это действительно была огромная сумма. К этой награде добавлялись пятьдесят фунтов от прихода Святого Георгия, двадцать – от речной полиции Темзы и пятьдесят гиней лично от достопочтенного Томаса Боуэса.
Церковь Святого Георгия. Здесь были похоронены семья Марров и Джеймс Гоуэн.
Семью Марров похоронили на следующий день, в воскресенье, почти ровно через неделю после их убийства. На похороны собрались почти все жители, а их ужасную смерть оплакивал весь город. А уже в понедельник, 16 декабря в деле наметился прорыв. Был арестован некий Томас Найт. Это был весьма перспективный подозреваемый, как бы выразились в наше время. Итак, что же вменяли в вину Томасу Найту?
В день убийства семьи Марров и их слуги Джеймса Гоуэна, Томас Найт по словам его квартирной хозяйки вернулся домой в очень плохом настроении и его рубашка была в крови. Найт быстро снял рубашку, застирал и стал сушить у огня. А утром Томас Найт сбежал из занимаемой комнаты. Задержанный отрицал всё, кроме того, что действительно съехал, и изложил вполне связную историю, от которой ни разу в итоге не отступил. Он рассказал, что в Портсмуте у него была больная жена, а здесь же он работал трепальщиком льна в компании господ Симов, где изготавливались канаты. В субботу вечером Томас пошел в паб «Королевский герб», который содержит мистер Эдвардс, где собирался получить жалованье за неделю, составлявшее двенадцать шиллингов. Он оставался у Эдвардса до одиннадцати часов и выпивал со своим товарищем по работе. Затем пошёл домой и вскоре лег в кровать. Найт отрицал, что стирал рубашку и вообще снимал ее до того, как отправился спать. Утром он ушёл из дома в половине восьмого утра, чтобы забрать у Эвардса оставшиеся причитавшиеся ему полтора шиллинга. Причина же, по которой он не сообщил хозяйке дома, что уезжает в Портсмут, была проста: он задолжал ей три шиллинга. Найт опасался, что хозяйка, если узнает, что он уезжает, станет настаивать, чтобы вернул долг и поэтому просто сбежал. Хоть это был не красивый поступок, но он не был убийцей. Скажем, что Томаса Найта ещё долго держали в тюрьме и устраивали допросы, но в конечном итоге он был отпущен на свободу. Так оборвалась ещё одна ниточка.
В тот самый момент, когда подозрения с Томаса Найт ещё не были сняты, в распоряжении полиции появился довольно любопытный доклад одного военного, а именно капрала Джорджа Джада. Вот его доклад:
«В субботу вечером четырнадцатого числа сего месяца я проходил мимо погребка “Старая белая лошадь” на Пиккадилли. Примерно в половине седьмого ко мне пристали два типа в пальто. Один был ростом пять футов десять дюймов и держался от меня в нескольких ярдах в темноте. Другой – среднего роста, примерно пяти футов пяти дюймов, со шрамом на правой щеке. Он подошёл ко мне и спросил, не знаю ли я, есть ли экипаж на Плимут. Я ответил, что не знаю. Тогда он предложил сходить в контору дилижансов и справиться, а за это обещал угостить выпивкой. Я сделал, как он просил, и узнал в конторе, что следующий дилижанс в Плимут будет только на следующий день в четыре утра. Он передал мои слова товарищу, который по-прежнему стоял поодаль, словно не хотел выходить на свет, немного с ним поговорил, а затем вернулся ко мне, дал денег на пинту пива и сказал, что это им не подходит и что они поедут почтовой каретой. Затем повернулся ко мне спиной и в этот момент уронил бумажку, которую я подобрал и положил в карман. Они ушли вместе в сторону Гайд-Парк-Корнер. Записал полицейский Джеймс Блай из полиции Куинс-сквер, 15 декабря 1811 г.»
Записка была написана малограмотным человеком, который не знал о знаках препинания.
«(первое слово неразборчиво) на остров Уайт. После того как я улажу свои дела с ней, мои дорогие Франды отправляйтесь домой к утру понедельника так как я слышал что слухи о нашей сделке с отъездом из Англии очень велики. Мертвые очень много сделали не подведите приходите если вы встретите меня в воздухе старый Ван де ВОЗ ваш заклятый друг, M M Mahoney»
(Оригинал: To the Isles of Wight. After I have settle my affairs her My Dear Frands proceed home by Monday morning as I hear the rumour is great of our transaction to leave England imedty is the best way. The dead is greatly done Dont fail come if you will meet me at Air Old Van de Vose your sworn friend, M M Mahoney.)
Уже в наше время был сделан более адаптированный перевод этой странной записки:
«Мои дорогие друзья, пошли слухи, а мы с вами совершили большое дело. Думаю, необходимо уехать из Англии как можно быстрее, конечно, вы встретитесь со мной на старом месте встречи. Остаюсь вашим преданным другом. Патрик Махони».
(Оригинал: My dear friends, the rumour is great, and the deed we have done is great. I think it expedient we should leave England as soon as possible, of course you will meet me at the old rendezvous. I remain your sworn friend, Patrick Mahony).
Имеют ли эти неизвестные и эта странная записка к нашим событиям? Увы, это осталось тайной. Неизвестные мужчины так и не были никогда найдены, хотя их искали по всей стране. Были ли они теми самыми жестокими убийцами? Ответ на этот вопрос поможет нам получить следующее убийство.